Элементы привода барабанов. Коллекторные электродвигатели. Часть 1

Июль 20th, 2013

Давайте вкратце рассмотрим устройство мотора-коллектора. Его блок-схема показана на рис. 11. Он состоит также из корпуса со статорными обмотками и двух крышек, но его якорь (ротор) имеет отдельные обмотки. Контакты этих обмоток выведены на отделенный цилиндр с медными полосками (ламелями) — коллектор.

Рис. 11. Блок-схема электродвигателя коллекторного.

Напряжение питания к коллектору ротора подводится через контактные щетки, сделанные в виде брусочков из рабочего состава с графитом. Эти брусочки мы назовем рабочим материалом для щетки. Они находятся в металлической гильзе, которая вставлена, в свою очередь, в корпус из пластика — держатель. На рис. 12 изображен внешний вид нескольких моделей щеток.

Рис. 12. Коллекторные двигатели – модели щеток

В рабочем процессе мотора ресурс материала щетки сгорает понемногу (это причина появления характерного запаха при работе СМ) и щетка стирается (стачивается). Когда ресурс щеток заканчивается, мотор перестает делать обороты. Рабочий щеточный материал за счет пружины прижимается к коллектору, которая находится в гильзе. Когда происходит износ щеток, то ослабевает их прижим к коллектору.

Износ щеток обнаружить можно только наглядно, если с мотора снять корпуса держателей щеток. Если тестером «прозванивать», то омметр может указать на контакт, но при включении вращаться мотор все равно не будет.

Новая щетка имеет рабочую часть длиной примерно 18—28 мм (зависит от типа). Если щетка, снятая с мотора, имеет длину рабочей части в 4—6 мм, то это означает, что ее ресурс растрачен и подлежат такие щетки только замене. Как правило, меняют две щетки. Не советуем пытаться заставить работать мотор, каким-либо образом подогнув щеткодержатель. Мотор в этом случае выйдет из строя окончательно. Это объясняется тем, что в торец рабочего области щетки заделан контактный гибкий тросик, как на рис. 13, приблизительно на 5—9 мм в глубину.

Рис. 13. Заделка контактного тросика и устройство рабочего материала щетки.

Когда этот тросик (сделанный из медного так называемого «чулка») начнет касаться полосок коллектора, это вызовет искрение, которое приведет к перегреву коллектора, а вместе с ним и якорь, бесповоротно выйдут из строя.

Следует подходить весьма осмотрительно к замене израсходованных щеток. На рис. 13 изображен в разрезе рабочий материал щеток. Это такой себе «бутерброд» из двух частей, между которыми есть пористая прослойка, предотвращающая коллекторное «засаливание». При установке новых щеток также нужно сделать притирку новых щеток и очистку коллектора. Эта операция рассмотрена в статье об устранении дефектов.

Комментарии отключены.

Всё для дома