Полный ремонт коллекторных электродвигателей. Часть 2

Сентябрь 16th, 2011

Обычно для проверки работоспособности двигателя большинство ремонтников соединяют последовательно обмотки ротора (якоря) и статора, после чего на них подается сетевое напряжение. Пример показано на рисунке.

Но, увы, данная схема имеет свои минуса, один из них заключается в том, что рабочие функции двигателя таким способом полностью проверить все равно не получится. Даже в случае, если вал двигателя будет вращаться, подобные действия все равно не выявят скрытых дефектов, проявляющихся в реальных режимах эксплуатации стиральной машинки, например, во время нагрузки стиркой.

Кроме того приведенная схема включения не имеет никакой защиты: когда в обмотках двигателя появляться короткие замыкания, он начнет работать «вразнос». Чтобы избежать похожих неприятных последствий во время диагностики, в схему питания двигателя устанавливают дополнительный балласт. В его качестве, можно задействовать любой ТЭН от стиральной машины (как показано на рисунке) или даже мощную осветительную лампу (мощностью 500 Вт и выше).

Случаются ситуации, когда в обмотках двигателя происходит короткое замыкание и через них проскакивает повышенный ток. ТЭН тогда будет заметно нагреваться.

Можно другим способом оценить в динамике работоспособность двигателя: соединить его элементы обмотки, как на рисунке, но питание дать через лабораторный автотрансформатор с мощностью не менее 500 Вт. Такое включение дает возможность плавно регулировать скорость двигателя и легко контролировать все нештатные ситуации в работе. Для защиты подобной схемы используют обычный плавкий предохранитель (номинал 5—10 А).

Если же ЛАТР под руками не будет, то можно вместо него задействовать электронный (симисторный) регулятор, предназначен для управления нагрузкой такой же мощности. Регулятор можно сделать самостоятельно, из подходящей схемы (ищите в радиолюбительской литературе или в сети Интернет).

Есть еще один метод проверки работы коллекторного двигателя — по интенсивности искрения в местах соприкосновения коллектором ротора и щеток. Появление сильных искр в местах контакта щеток и коллектора говорит о том, что двигатель неисправен. Подробнее такие вопросы рассмотрим в следующих выпусках.

Неисправность коллекторных двигателей может быть вызвана следующими причинами:

- износ щеток;

- замыкания или обрывы в обмотках статора или ротора;

- проблема ламелей коллектора, к примеру, их отслоение.

Примечание: обычно, дефекты ламелей стают следствием короткого замыкания в обмотках двигателя. Но на самом деле источников может больше. Мы же остановимся детальней только на приведённых выше примерах.

 

Комментарии отключены.

Всё для дома