Для обеспечения безопасности пользователей в СМА часто применяются блокировочные устройства и особые термозамки (дальше в статье — просто замки). Такие устройства обеспечивают фиксацию люка загрузки или верхней крышки СМ во время работы барабана. В самом простом случае устройство блокировки представляет собой электромагнит.
Запирающие люк машины-автомата защелки, все время придерживаются пружиной. Нажимая кнопку открывания люка включенной в сеть СМ, защелка люка загрузки втягивается внутрь электромагнитной катушки, что дает возможность его открыть. Более широко используются замки на термоэлементах. На рис. 1 изображены некоторые типы замков.
Рис. 1. Блокировочные замки некоторых типов
Базу их конструкции представляют специальная биметаллическая пластина (две или одна) и термоэлементы. Термоэлемент являет собой полупроводниковый резистор с температурным положительным коэффициентом. Такой резистор резко поднимает свое сопротивление, когда превышается его заданная параметрами температура. Серия таких резисторов имеет название: Positive Temperature Coefficient (если проще, то PTC-термистор), а комбинация этого элемента с биметаллической пластиной называют биметалл+РТС.
Подобных по конструкции замков используется множество, так что теперь мы подробно обсудим устройство и принцип действия самых распространенных из них. На рис. 2 показана внутренняя схема термозамков с плоским термоэлементом.
Рис. 2. Типы некоторых замков с плоским РТС-термистором
После того, как закрыли крышку или загрузочный люк СМА на контакты замка подается электропитания (в данном случае величиной в 220 В). На протяжении нескольких секунд термистор сам нагревается и нагревает биметаллическую пластину, с которой он соединяется одной из пружин контакта.
Пластина из биметалла при нагреве выгибается, замыкаются контакты и остаются в таком положении на протяжении всего времени работы машины, проводя напряжение питания на электронную схему СМА. Когда происходит замыкание контактов замка, то приводится в действие механизм запора, который фиксирует крышку или дверцу люка загрузки.
После окончания режима стирки с замка снимается напряжение питания, биметаллическая пластина и термоэлемент остывают (около 1,5—3 минуты), что дает возможность открыть люк.